|
Системы внутреннего контроля |
Система Внутреннего Контроля (СВК)
Система внутреннего контроля (СВК) состоит из пяти взаимосвязанных компонентов. Эти компоненты обеспечивают эффективную основу для описания и анализа системы внутреннего контроля осуществляемой на предприятиях. Пять компонентов включают в себя:
1. контрольную среду;
2. оценку рисков;
3. контрольные процедуры;
4. информацию и коммуникации;
5. мониторинг.
Компонент СВК «Контрольная среда»:
Кодекс корпоративного управления организации:
- этические принципы;
- внутренняя политика и процедуры.
Организационная структура:
- Идентификация взаимосвязанных и непротиворечивых целей и задач на различных уровнях управления организацией;
- распределение и делегирование ключевых полномочий и ответственности в организации, обеспечение эффективного взаимодействия структурных подразделений и работников организации.
Распределение полномочий и обязанностей:
- система подтверждения полномочий, в рамках которых действуют работники привыполнении своих обязанностей;
- разделение ключевых обязанностей между работниками организации (в том числе обязанностей по одобрению (разрешению) и утверждению финансово-хозяйственных операций, учёту операций, выдаче, хранению и получению ресурсов, анализу и проверке операций);
- доведение до всех работников организации их обязанностей и ответственности в области внутреннего контроля;
Кадровая политика:
- профессиональные качества и компетенции работников;
- процедуры найма;
- оценка эффективности деятельности работников;
- обучение.
Документирование финансово-хозяйственных операций и отражение их в системе учетных записей.
Меры по предотвращению мошенничества
Локальные и нормативные документы Общества.
Компонент СВК «Оценка рисков»:
-
Цикл управления рисками определяется Политикой управления рисками организации.
-
Выявление и анализ потенциальных рисков, которые могут помешать достижению целей организации.
Компонент СВК «Контрольные процедуры»:
- Оценка наличия и эффективности политик и процедур, обеспечивающих выполнение указаний менеджмента корректно и в полной мере, обеспечивающих охват контрольными процедурами всех уровней организации и всех его функций.
Виды контрольных процедур:
- Детективные (ревизионные) – процедуры, направленные на выявление недостатков в процессах и негативных событий после факта их совершения.
- Директивные – процедуры, целью которых является указание на порядок действий для персонала и сторонних лиц.
- Коррективные – процедуры, направленные на корректирующие действия до или после возникновения негативных событий.
- Превентивные – процедуры, направленные на исключение либо резкое снижение вероятности негативных событий.
- Компенсирующие – процедуры, направленные на компенсацию недостатков текущих контролей.
Компонент СВК «Информация и коммуникации»:
- организация системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности организации, а также установление эффективных каналов и средств коммуникации, обеспечивающих вертикальные и горизонтальные коммуникативныесвязи внутри организации;
- установление эффективной связи организации с третьими лицами;
- доступ к информации, получаемой из внутренних и внешних источников;
- выявление, регистрация, доведение до заинтересованных лиц необходимой управленческой информации;
- доведение до сведения сотрудников действующих политик организации, планов, инструкций и т.д.
Компонент СВК «Мониторинг»:
- определение критериев и оценка эффективности деятельности структурных подразделений, должностных лиц и работников организации;
- риск-ориентированный аудит бизнес-процессов;
- ревизионные проверки сохранности активов;
- анализ соответствия фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности плановым показателям;
- регулярные оценки качества системы внутреннего контроля подразделениями (control self-assessment).
|
|