Новости департамента

Аудит и налоговый консалтинг

"МЦФЭР-консалтинг" является членом международной аудиторско-консалтинговой сети "Kreston International"

технологии
успеха
МСФО
Системы внутреннего контроля (СВК)
Оценка
Государственный и экономический консалтинг
Инвентаризация и учёт имущества

Комплексная автоматизация ОАО "Владивостокский морской торговый порт"

Системы внутреннего контроляРазработка методологии внедрения СВК → Комплексная автоматизация ОАО "Владивостокский морской торговый порт"

«МЦФЭР-консалтинг» завершила очередной этап внедрения отраслевого решения для управляющей компании порта во Владивостокском морском торговом порту на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX.

Решение о выборе партнера для внедрения данного решения было принято по результатам тендера, в результате которого компания «МЦФЭР-консалтинг» предложила максимально гибкий план поэтапного построения корпоративной информационной системы порта, рассчитанный на 1,5-2 года и призванный максимально снизить и сократить сроки возврата инвестиций.

Реализация проекта помогла одному из крупнейших портов Дальневосточного региона увеличить капитализацию компании в 1,5-2 раза и значительно усилить позиции на национальном рынке и региональном сегменте азиатско-тихоокеанского региона портовых услуг.

Приглашаем вас узнать подробнее о компании-заказчике и ситуации в ней, а также о выборе решения, этапах его внедрения и достигнутых результатах.

Заказчик

ОАО "Владивостокский морской торговый порт" - один из крупнейших морских портов Дальнего Востока России. Порт расположен на северо-западном берегу незамерзающей бухты Золотой Рог. Через порт пролегают три главные международные линии в  южно-корейском, вьетнамском и японском направлениях. До 80% всех грузов, проходящих через порт, являются зарубежными, 20% составляют каботажные перевозки. ВМТП специализируется на переработке насыпных, наливных, навалочных, лесных, а также генеральных грузов, включая контейнеры. Порт имеет 16 причалов длиной 4,2 тыс. м. Мощности порта впечатляют: численность сотрудников около 5 тыс. человек, порт способен переваливать свыше 7 миллионов тонн груза самого различного типа в год. По оперативным данным, Владивостокский морской торговый порт за семь месяцев 2006 года переработал 2554,8 тыс. тонн грузов. В общей структуре грузооборота на перевалку экспортной металлопродукции приходится 4%.

ОАО "ВМТП" являeтся действительным членом:

Ситуация

ОАО "Владивостокский морской торговый порт" – промышленный гигант в сфере морских перевозок, предприятие с достаточно сложной структурой мощностей и логистических процессов. Как и основная масса крупнейших стратегических предприятий транспортной отрасли, успешно работающих на современном рынке, ОАО "Владивостокский морской торговый порт" всерьез озаботился стратегией своего дальнейшего развития и укрепления лидирующих позиций в сфере экспортных грузоперевозок. В 2002 г. была принята стратегия развития порта, разработанная британским морским консультантом Скоттом Вильсоном. Она предусматривает развитие компании до 2015 г., отмечая все возможные тенденции. Менеджмент порта вкладывает в понятие стратегического развития не только физическое и материальное развитие, такое как приобретение новой техники или увеличение грузопереработки, а в большей степени совершенствование системы управления и внедрение более эффективных форм менеджмента и маркетинга, что, безусловно, невозможно без выбора эффективной платформы для автоматизации стратегически важных бизнес-процессов компании.

Выбор решения

Руководство порта понимало, что развивать старую систему автоматизации довольно таки непросто в первую очередь из-за ограниченности людских ресурсов и, что самое главное, это необоснованно с точки зрения затрат.

Руководством порта было принято решение о необходимости внедрения в управляющей компании торгового порта единой управленческой платформы, которая смогла бы:

  • Обеспечить эффективность основных бизнес-процессов внутри управляющей компании порта;
  • Наиболее дешевым и простым способом осуществить интеграцию c существующими специфическими для портовой деятельности бизнес-процессами.

В результате выбор пал на продукт всемирно известного разработчика ПО – компанию Microsoft и её продукт - Microsoft Dynamics AX (прежнее название - Microsoft Business Solutions Axapta). Основными критериями выбора указанной системы стали, во-первых, испытанная и надежная бизнес-платформа, во-вторых, обширная функциональность, позволяющая использовать все современные управленческие технологии, и, в-третьих, возможность настройки и доработки стандартной функциональности системы под специфические и даже во многом уникальные бизнес-процессы торгового порта.

Этапы внедрения

На первом этапе проекта были описаны основные бизнес-процессы управляющей компании порта, и консультантам удалось реализовать данные бизнес-процессы в Microsoft Dynamics AX.

Оценка эффективности описанных бизнес-процессов показала, что первоочередность автоматизации необходима, прежде всего, в системе учета реализации и закупки услуг, управления финансовыми инструментами, учета движения ТМЦ, управления недвижимостью и основными средствами, а также расчетов с персоналом. Таким образом, началось постепенное развертывание системы в следующих подразделениях ВМТП:

  • Дирекция по производству;
  • Дирекция по управлению и планированию собственностью;
  • Бухгалтерия;
  • Электросеть;
  • Котельно-тепловое хозяйство и водоснабжение;
  • Финансовая дирекция;
  • Служба безопасности;
  • Юридическая дирекция.

Особенностью проекта внедрения было то, что он был выстроен по системе от сложного к простому. Например, консультантам пришлось сразу же столкнуться с огромнейшим объемом данных и транзакций, со сложной структурой справочника услуг и ценообразования, т.к. в каждом производственном подразделении порта имелся свой набор услуг, со своей отдельной структурой и ценообразованием, сложной методикой учета экспортного НДС и пр. Так, по словам Вадима Ведерникова, руководителя проекта со стороны Партнера, компании «МЦФЭР-консалтинг», при внедрении системы использовался не традиционный «модульный» подход, когда в компании шаг за шагом внедряются входящие в ERP-систему функциональные блоки, а «процессный» подход, основанный на выполнении проекта по глобальным, логически завершенным бизнес-процессам предприятия.

В соответствии с основными целями проекта, процесс внедрения был разделен на следующие этапы:

1) Автоматизация основной деятельности порта по реализации услуг грузоперевалки и закупка необходимых сервисных услуг у сервисных компаний (стивидорных и других);

2) Построение и автоматизация бюджетных моделей порта: общей, бюджета продаж, бюджета капитальных расходов, бюджета материальных затрат;

3) Автоматизация управления материально-техническим обеспечением;

4) Реализация модуля по учету и исполнению платежей (казначейство).

Основными задачами первых двух этапов автоматизации были: обеспечение максимальной прозрачности и эффективности управления доходами порта по его основной деятельности, а именно погрузочно-разгрузочным работам. Также необходимо было обеспечить жесткость контроля бюджетов доходов (четкое распределение тарифов по определенным услугам и работам). В рамках данных задач происходила интеграция Microsoft Dynamics AX со всем комплексом документарного обеспечения, а также внедрение системы Plan Designer. Данный этап автоматизации был сдан в промышленную эксплуатацию порта с января 2006 года, в системе работает 80 пользователей.

Следующий этап автоматизации предполагал внедрение функционала по управлению материально-техническим обеспечением в части управления затратами. Весь необходимый функционал был реализован и на данном этапе, в промышленной эксплуатации порта находится все материально-техническое снабжение.

Далее создавался функционал казначейства, жестко контролирующий выплаты, которые делает порт по тем или иным работам. Особенностью данного этапа было то, что возникла необходимость привести в соответствие временные рамки доходов с временными рамками расходов. К примеру, система должна была обеспечить жесткую привязку по приходам денежных средств от клиентов по заключенным договорам и сопоставить их с выплатами по заключенным договорам с субподрядчиками.

Поскольку специфика портовой деятельности не является стандартной, к примеру, как производство, консультанты проявили способность решать нестандартные задачи. На всех этапах проекта консультанты привносили что-то новое:

  • внесли системность в управление расходными платежами, на предприятии данный блок прописан в модуле «Казначейство»;
  • разработали новый модуль «Учет спецодежды»;
  • добавили определенную функциональность учета ГТД и коносаментов, что также является спецификой портовой деятельности;
  • разработали функциональность расчета сумм возмещаемого экспортного НДС.

Уже в процессе развертывания системы было принято решения постепенно подключать пользователей к работе с новым функционалом. На данный момент работает один сервер приложения.

Результаты внедрения

Среди основных результатов внедрения, выделенных руководством порта, после оценки эффективности автоматизации управляющей компании были особо отмечены:

  • Возможность жесткого контроля процесса получения собственных доходов;
  • Обеспечение прозрачности системы;
  • Легкость формирования отчетов и сопроводительных документов на грузы;
  • Возможность организации специфического учета экспортно-импортных операций и получения справок по подтверждению налоговых ставок.

Кроме того, внедрение совместно с ERP-системой Microsoft Dynamics AX интегрированной системы бюджетирования Plan Designer позволило руководству порта проводить многомерный план - факторный анализ исполнения бюджетов. Это, в свою очередь, добавило компании такие конкурентные преимущества как:

  • Повышение уровня оперативности получения информации;
  • Существенное повышение глубины планирования бюджетов;
  • Переход на номенклатурное планирование, полный учет ТМЦ;
  • Более точный и оперативный расчет плановой себестоимости.

Перспективы

В рамках следующего этапа внедрения автоматизированной системы намечены работы по реализации модуля “Управление внеоборотными активами”, включая управление капвложениями, основными средствами, имуществом портового хозяйства, и автоматизации бухгалтерского учета. В перспективе рассматривается потенциальная возможность интеграции Microsoft Dynamics AX с системой грузовой задачи и создание полноценного функционала по диспетчеризации деятельности порта.

Со слов директора IT-службы ВМТП г-на Екимцова Вячеслава Геннадьевича, «в промышленную эксплуатацию весь функционал системы планируется перевести к февралю 2007 года».

 
Рейтинг МЦФЭР-Консалтинг  Черник Джаарбеков и партнеры
Интернет-магазин "МЦФЭР"

Copyright © 2007-2016 “МЦФЭР-консалтинг”

Контактная информация

ЗАО "МЦФЭР-консалтинг" +7 (495) 937-90-86
127015, г. Москва, ул. Новодмитровская, 5, стр.1